Архангельская верфь «Красная Кузница» продана центру судоремонта «Звездочка»ОАО «ЦС «Звездочка» приобрело активы ОАО «Судоремонтный завод «Красная Кузница» (город Архангельск). В состав имущественного комплекса, являющего предметом купли-продажи, вошли причалы, плавучий док грузоподъемностью 9000 тонн и блок цехов (всего 129объектов).

История завода начинается в 1693 году, когда по указу Петра I в устье Северной Двины на берегу реки Соломбалки была создана государственная верфь.

Финансово-экономическое положение СРЗ «Красная Кузница» с конца 90-х годов прошлого века стабильно ухудшалось. К сожалению, руководство «Красной Кузницы» не смогло разрешить проблемы одной из старейших верфей России и предприятие дважды (в 1997 и 2007 гг.) вводилось в процедуру банкротства. Последняя процедура конкурсного производства открыта в мае 2007 года и, неоднократно продлеваясь, продолжалась до настоящего времени. Серьезную обеспокоенность сложившейся вокруг «Красной Кузницы» ситуацией проявляла Администрация Архангельской области и лично губернатор И.Ф. Михальчук.

Инициатива по интеграции мощностей СРЗ «Красная Кузница» в состав Объединенной судостроительной корпорации нашла свое отражение в Концепции стратегического развития предприятий Северного центра судостроения и судоремонта ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в рамках проекта развития современной судоремонтной базы в г. Архангельске для ремонта судов арктического региона. Исполнителем мероприятий по присоединению СРЗ «Красная Кузница» было назначено ОАО «ЦС «Звездочка», ранее уже присоединившее ряд судоремонтных заводов. В течение продолжительного времени руководство ОСК вело переговоры с заинтересованными сторонами в поисках компромиссных решений по интеграции «Красной Кузницы» в состав корпорации.

Как сообщили сайту News29 в пресс-службе ОАО «ЦС «Звездочка», 25 января 2011 года Совет кредиторов ОАО «Красная Кузница» принял решение о продаже имущества верфи Центру судоремонта «Звездочка». К 17 февраля финансовые обязательства ЦС «Звездочка» по договору купли-продажи были исполнены, и имущество перешло в собственность северодвинского предприятия. Конкурсное производство прекращено, процедура банкротства ОАО «Красная Кузница» остановлена.

Интересы ОАО «ОСК» в приобретении активов «Красной Кузницы» определяются теми возможностями, которые открывает проект создания единого судоремонтного комплекса на базе архангельского филиала ЦС «Звездочка» «176-й судоремонтный завод». Соединение мощностей двух верфей позволит обеспечить круглогодичное докование судов, проведение полного цикла ремонтов и модернизации судов и ледоколов арктического бассейна, возобновить эксплуатацию неиспользуемых мощностей СРЗ «Красная Кузница», создать новые рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В 2011 году «Звездочке» и ее филиалам предстоит выполнить значительный объем работ по сервисному обслуживанию кораблей и судов ВМФ. Предполагается, что 176-й СРЗ проведет такие работы на 29 кораблях Беломорской военно-морской базы, обеспечив загрузку не только собственных, но и присоединяемых мощностей.

Особое внимание при интеграции СРЗ «Красная Кузница» в Центр судоремонта «Звездочка» уделяется вопросам социального характера. «Звездочка» планирует трудоустроить производственных рабочих и специалистов, ранее работавших на производственных мощностях ОАО «Красная Кузница». Общее количество востребованных ресурсов составит около 360 человек, что позволит организовать ремонт судов региональных судовладельцев и не повлечет роста социальной напряженности. Вместе с приобретением имущественного комплекса ОАО «СРЗ «Красная Кузница» «Звездочка» намерена вести переговоры о возможной интеграции в Центр Судоремонта с малыми предприятиями, деятельность которых осуществляется с использованием мощностей соломбальской верфи.

Перспективы судоремонтного комплекса, образованного на базе СРЗ «Красная Кузница» и 176-го судоремонтного завода связаны с развитием на этой производственной площадке проектов гражданского судостроения и судоремонта, а также с размещением производства по изготовлению оборудования для освоения Штокмановского ГКМ.

Интеграция верфи с более чем 300-летней историей в структуру Объединенной судостроительной корпорации придаст дополнительный импульс развития судостроительному комплексу Архангельска, обеспечит возрождение предприятия, имеющего не только важное индустриальное, но и социальное значение. Уверенно говорить о перспективах «Красной Кузницы» позволяет опыт «Звездочки». В 2007 году северодвинская верфь присоединила соседнее с «Красной Кузницей» предприятие – «176-й судоремонтный завод министерства обороны», – предотвратила банкротство этого завода, обеспечила его стабильное развитие. Задача возобновления полноценной судоремонтной и судостроительной деятельности ставится и в отношении присоединяемой сегодня «Красной Кузницы».